Меню сайта
Электр. каталог
 Передача показаний
НЭБ
НЭБ
Поиск
Статистика
Архив записей

История села Кочко-Пожарки

История села     
Татарское название – Кучкай Пожары (Пожарки Кучкая). Пожарки, как и все другие припьянские татарские селения, расположены на правом берегу Пьяны. Впервые как татарское селение упоминается в 1611 г. По преданиям, селение первоначально под названием Юрты находилось на 1,5-2 км южнее современного села. Это название перенесено из степей правобережья Волги и Подонья, где так называли свои поселения первые казаки. По преданию, записанному в начале века Г.Н.Ахмаровым, первые поселенцы прибыли в эти края с Ахтубы (левый приток Волги в районе Волгограда). Возможно, что они были казаками. В 80-е годы XVI в. царь дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских атаманов и казаков. Позднее продолжает приглашать их, обращаясь "с татарским письмом”. Название включает два корня: "Пожарки” и "Кучкай”. Это обусловлено тем, что рядом с татарским селением находится еще одно селение с названием "Русские Пожарки”. Эти два селения исторически связаны между собой. Мотивы того, почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны. 

    К моменту поселения татар соседнее селение уже называлось Пожарками, и оно пришло на смену старому названию - Сунилово. Селение стало называться так не потому, что оно первоначально основалось на месте выжженного темного леса, а по причине частых пожаров, которые случались в этом селении.

    По сведениям, полученным из официальных документов, Татарские или Новые Пожарки возникли в конце XVI в. В поместном акте, выданном в 1584 г. группе арзамасских служилых татар, в числе которых был мурза Кучкай, предполагаемый основатель селения, называются имена Чикея Енгильдеева, братьев Енговатовых, Кильдюшева, Енгалычева и др. Все они наделяются поместьями в пустоши, за шатковским лесом. При этом в натуре поместье не указывается. Пользуясь этим, Кучкай мурза переходит границу Арзамасского уезда, которая проходила по речке Пица, и поселяется в Пожарках, расположенных в соседнем Алатырском уезде. Так же поступает Чикей Енгильдеев – вместе с группой бывших камкинцев основывается в Камкине. По месту верстания они находились на службе в Арзамасском уезде.

    Среди перечисленных в акте татар мурза Кучкай был самым именитым. Он имел титул - Кучкай мурза князь Сабаев, Мустафин сын.

    В последующих актах прослеживается родовая связь между Кучкаем и его потомками. Так, в 1611 г. при разделе земель в Чуфарове присутствуют представители соседних деревень Мордовских и Татарских Пожарок, Шубина, Камкина, в том числе представители Мордовских Пожарок Русин Сыряпин, Кадыш Оленин, Отяш Чинзин, служилые татары Татарских Пожарок Айбулат Бейбулатов, Семакай Кучкаев и Цынай Капкунаев.

    Сведения о Кучкае и его потомках совпадают с данными родословной, составленной краеведом этого селения Ф.Юнисовым – Качкай (так названо имя Кучкай) – родоначальник, его сын Алмакай, внук Семакай и т.д.

    Еще одно косвенное подтверждение, что село названо по имени Кучкая – в акте 1611 г. указано соседнее селение Шубино. Представители Шубина Бекбулат Шуба и Исен Богдав. Вероятно, что Бекбулат является сыном основателя селения Шубино. Это значит, что называние селений по имени основателей было традицией тех лет. В заключение следует сказать, что в основе названия лежит исторический факт – Кучкай мурза является основателем селения.

    В духе традиции русской фонетики звуки "а” и "у” трансформировались в "о” – Кочкой, Кучкай Пожарки превратились в Кочко-Пожарки. Параллельные названия Новые Пожарки, Татарские Пожарки не отрицают, а лишь подтверждают историческую версию. Воссоздание истории названия селения стало возможным благодаря упорному и настойчивому поиску местного краеведа Ф.Ю.Юнисова, сумевшего восстановить родословную Кучкая, состоявшую из 12-13 поколений. Сведения о Кучкае и его потомках помогли установить, что родоначальник рода Кучкаевых и основатель селения – это одно и то же лицо.

    По преданиям, записанным Ф.Юнисовым в Кочко-Пожарках, наряду с татарами жило несколько родов чувашей, выходцев из другого татарского селения Базлова. Он восстановил и их родословные, собрал сведения об их верованиях, обрядах и праздниках. Со временем они приняли ислам и отатарились. Они оставили как память о себе термин "дур” в смысле улицы, части деревни, так названы некоторые из них Чуаш дур, Кочан дур.

А.М. Орлов. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы (очерки). - Н.Новгород, 2001

Развитие образования.

   Среди жителей деревни Кочки-Пожарки, по свидетельству старых учителей, в 1900 году было всего два человека более или менее грамотных, которые могли написать адрес, деловую бумагу  или письмо. В деревне тогда было две мечети, но не было ни одного культурно-просветительского учреждения. В первые годы после Октябрьской революции проводится учёт детей школьного возраста в татарских деревнях. При наличии малейшей возможности открываются школы. "Рост сети школ происходит так быстро, что по Нижегородской губернии в 1919 - 1920 годы число татарских школ доходит до 30" /М.К. Бакеев "Очерки по истории школьного образования Нижегородской области (1917 - 1939)"/.
   В  числе этих школ создаётся и Кочко-Пожарская школа. Здесь работали учителя А. Ситдиков, Ф. Юнисов, которые  имели соответствующую подготовку учителя и сыграли большую роль в деле организации светской школы. 
   По инициативе учителей в 1918 году возбуждался вопрос об открытии в деревне общественной библиотеки. Вскоре при поддержке общественности и губернского центрав деревне Кочко-Пожарки открывается первая общественная библиотека. 
   В 1920 - 1921 гг. по инициативе учителей в К.-Пожарках организуется специальный курс по подготовке учащихся татарских школ для поступления в школы II ступени.
   В 1934 году открылся детский сад.
   "В 1937 году Кочко-Пожарская школа стала семилетней школой. В связи с двадцатилетием Октябрьской революции руководство и учителя школы провели учёт выпускников школы. Этот учёт показал, что одна неполная Кочко-Пожарская школа за короткий период своего существования обучила и воспитала более 200 человек, которые, получив различные квалификации, в настоящее время работают: учителями -77, агрономами - 5, инженерами и техниками - 16, врачами и фельдшерами - 8, шоферами - 14, трактористами - 15, комбайнёрами - 5, счётными работниками - 10, работающих на различных ответственных должностях партийной, советской, колхозной, совхозной и др. работ - 70 человек. Кроме того, значительное количество молодёжи продолжает ещё обучаться в различных учебных заведениях и школах. Так, более 60 человек обучаются в вузах и техникумах, проходят аспирантуру - 2 чел.".

(Информация  из альбома "История деревни Кочки-Пожарки" Кочко-Пожарской сельской библиотеки)

   Ещё одна версия истории села - на сайте "Татарские сёла Нижегородчины" 



Независимая оценка
Независимая оценка
Правовая помощь!
Юридическая помощь
Книжные новинки
Будь в курсе
 Проверка штрафов ГИБДД Уголок прокурора
Полезные ссылки
"
ОКиТ
Календарь
Праздники России